Слегка запоздалое продолжение.
Публикуется с любезного разрешения ЖЖ-юзера kalinzar
Мельхиор Хондекутер. Птичий концерт, 1670.
NB: На этой картине биологический вид каждой из музицирующих птиц вполне поддается научному определению: здесь изображены болотная сова (Asio flammeus), кряква (Anas platyrhynchos), деревенская ласточка (Hirundo rustica), обыкновенная сойка (Garullus glangarius), большая синица (Parus maior), юрок (Fringilla montifringilla), обыкновенный свиристель (Bombycilla garulus), чибис (Vanellus vanellus), зуёк-галстучник (Haradrius hiaticula) и т.д. Однако, их позы не слишком естественны - художник, очевидно, использовал в качестве моделей чучела, или охотничьи трофеи.
Это полотно Мельхиора Хондекутера (Melchior d'Hondecoeter) показывает тот интерес к деталям оперения и окраске птиц, который в эпоху великих географических – и зоологических – открытий пришелся как нельзя кстати. Позднее, в XVIII столетии, когда впервые вышли в свет труды Бюффона, Линнея и других отцов-основателей современного естествознания, это натуралистическое направление бурно развивалось - и уже в начале XIX века появились поистине выдающиеся художники, чьи рисунки не только внесли свой вклад в историю науки, но и по сию пору, безусловно, представляют художественную ценность. Одним из них был, например, Джон Джеймс Одюбон (1785-1851), ученик самого Жака Луи Давида. Славу ему принес фолиант с 435 изображениями птиц Северной Америки, выполненными с неслыханными прежде естественностью и точностью:
![VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг](http://images.vfl.ru/ii/1315147978/b1cff953/101159_m.jpg)
Рисунок для книги «Птицы Америки», 1814-1821.
![VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг](http://images.vfl.ru/ii/1315148087/38f016f0/101161_m.jpg)
из книги «Птицы Великобритании», том. I, 1873.
С наступлением XX столетия это направление отнюдь не иссякло – ведь, как это ни странно, фотография передает специфические особенности разных видов животных гораздо хуже, чем рисунок. И поныне полевые определители птиц оснащены рисованными цветными таблицами – например, такими:
Среди профессионалов - и художников, и искусствоведов - принято считать, что натурализм есть нечто, противоположное искусству. Корифей отечественной анималистики, ученик К.Ф. Юона Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969) признавался в своих записках: «…я работал двух направлениях, по существу друг друга исключающих, – научная иллюстрация и свободный художественный образ… Всю жизнь эта двойственность мучила меня»; «…когда я переходил границы дозволенного в иллюстрации, профессор Мензбир говорил: ”Что это вы мне здесь Художественный театр намазали?.. ” А когда я участвовал со своими рисунками на выставках, художники говорили: ”Ватагин опять со своими наглядными пособиями явился”. На моих работах был заметен ”гнет зоологии”…» ...Тем не менее, я убежден, что здесь все не так уж однозначно. Среди современных художников-анималистов есть мастера, обладающие не только потрясающей натуралистической точностью, но и высочайшей художественной культурой, которые создают подлинные шедевры – среди таких мастеров, например, Кит Броки (Keith Brockie – ему я планирую посвятить отдельный пост&hellip
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг](http://images.vfl.ru/ii/1315148257/b1019315/101163_m.jpg)
P.S. И (напоследок - не могу удержаться) какой же гадостью на фоне наших, "подлинных" анималистов, пусть даже и натуралистического толка, смотрится высокое искусство современного западного постмодернизма - например, «Бестиарий» Уолтона Форда, «иронически» обыгрывающий одюбоновские и другие подобные иллюстрации из зоологических трудов XIX века:
![VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг](http://images.vfl.ru/ii/1315148353/22ff9e2a/101166_m.jpg)
__________________________________________
* "Chaumière de Dolmancé" - "Загородный домик Дольмансе" (франц.). Дольмансе – имя гораздого на смелые эротические выдумки героя романа маркиза де Сада "Философия в будуаре".
** В одном из произведений Форда на фоне пылающих людских домов изображен сидящий на ветке персикового дерева каролинский попугай (Conuropsis carolinensis - вид птиц, полностью истребленный человеком); он смотрит на зрителя и произносит при этом: "...Хотел бы я, чтобы у всех у вас была одна-единственная шея, а мои руки были на ней" (чуть видоизмененная фраза, некогда адресованная императором Калигулой римскому народу).