Злой угуландский колдун и крылатый ахтунг. Эмоциональный преступник

Слегка запоздалое продолжение.

Публикуется с любезного разрешения ЖЖ-юзера kalinzar











VFL.RU - ваш фотохостинг
Альбрехт Дюрер. Птенец совы, 1508.







читать дальше
Мельхиор Хондекутер. Птичий концерт, 1670.



NB: На этой картине биологический вид каждой из музицирующих птиц вполне поддается научному определению: здесь изображены болотная сова (Asio flammeus), кряква (Anas platyrhynchos), деревенская ласточка (Hirundo rustica), обыкновенная сойка (Garullus glangarius), большая синица (Parus maior), юрок (Fringilla montifringilla), обыкновенный свиристель (Bombycilla garulus), чибис (Vanellus vanellus), зуёк-галстучник (Haradrius hiaticula) и т.д. Однако, их позы не слишком естественны - художник, очевидно, использовал в качестве моделей чучела, или охотничьи трофеи.

 

 

Это полотно Мельхиора Хондекутера (Melchior d'Hondecoeter) показывает тот интерес к деталям оперения и окраске птиц, который в эпоху великих географических – и зоологических – открытий пришелся как нельзя кстати. Позднее, в XVIII столетии, когда впервые вышли в свет труды Бюффона, Линнея и других отцов-основателей современного естествознания, это натуралистическое направление бурно развивалось - и уже в начале XIX века появились поистине выдающиеся художники, чьи рисунки не только внесли свой вклад в историю науки, но и по сию пору, безусловно, представляют художественную ценность. Одним из них был, например, Джон Джеймс Одюбон (1785-1851), ученик самого Жака Луи Давида. Славу ему принес фолиант с 435 изображениями птиц Северной Америки, выполненными с неслыханными прежде естественностью и точностью:




VFL.RU - ваш фотохостинг
Джон Джеймс Одюбон. Виргинский филин (Bubo virginianus).

Рисунок для книги «Птицы Америки», 1814-1821.



А ведущим художником-орнитологом Англии стал Джон Гульд (1804-1881). Его книга «Птицы Европы» считалась одной из самых фундаментальных работ в орнитологической науке XIX века; а вслед за ней им были изданы превосходно иллюстрированные книги, посвященные птицам Азии, Америки, а также отдельно Великобритании. При работе над этими книгами с ним сотрудничал целый коллектив графиков и литографов, чьей задачей было обеспечить максимальное техническое качество иллюстраций:





VFL.RU - ваш фотохостинг
Джон Гульд. Обыкновенный филин (Bubo maximus – совр. название Bubo bubo)

из книги «Птицы Великобритании», том. I, 1873.




С наступлением XX столетия это направление отнюдь не иссякло – ведь, как это ни странно, фотография передает специфические особенности разных видов животных гораздо хуже, чем рисунок. И поныне полевые определители птиц оснащены рисованными цветными таблицами – например, такими:







VFL.RU - ваш фотохостинг
Герман Хайнцель. Цветная таблица из полевого определителя «Birds of Britain & Europe», Harper & Collins, 1995.



Среди профессионалов - и художников, и искусствоведов - принято считать, что натурализм есть нечто, противоположное искусству. Корифей отечественной анималистики, ученик К.Ф. Юона Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969) признавался в своих записках: «…я работал двух направлениях, по существу друг друга исключающих, – научная иллюстрация и свободный художественный образ… Всю жизнь эта двойственность мучила меня»; «…когда я переходил границы дозволенного в иллюстрации, профессор Мензбир говорил: ”Что это вы мне здесь Художественный театр намазали?.. ” А когда я участвовал со своими рисунками на выставках, художники говорили: ”Ватагин опять со своими наглядными пособиями явился”. На моих работах был заметен ”гнет зоологии”…» ...Тем не менее, я убежден, что здесь все не так уж однозначно. Среди современных художников-анималистов есть мастера, обладающие не только потрясающей натуралистической точностью, но и высочайшей художественной культурой, которые создают подлинные шедевры – среди таких мастеров, например, Кит Броки (Keith Brockie – ему я планирую посвятить отдельный пост…). Сам Ватагин, несмотря на его уничижительную оценку своих работ, был настоящим, серьезным художником – и в том, что касается точности и убедительности образа животного, профессиональные зоологические знания давали ему неоспоримые преимущества. Более того, мне лично кажется, что теперь, оглядываясь назад, мы можем констатировать: анималисты вписали в историю отечественного искусства XX столетия одну из самых достойных страниц. В подтверждение тому привожу 2 иллюстрации из детских книг другого нашего выдающегося художника – Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965):





VFL.RU - ваш фотохостинг
Е.И.Чарушин. Филин. Иллюстрация из детской книги «Вольные птицы». 1929.



P.S. И (напоследок - не могу удержаться) какой же гадостью на фоне наших, "подлинных" анималистов, пусть даже и натуралистического толка, смотрится высокое искусство современного западного постмодернизма - например, «Бестиарий» Уолтона Форда, «иронически» обыгрывающий одюбоновские и другие подобные иллюстрации из зоологических трудов XIX века:



VFL.RU - ваш фотохостинг




Несмотря на довольно точное и умелое цитирование классики жанра в работах Форда, глядя на них, нужно ясно понимать, что звери и птицы здесь, по-существу, совсем не причем. Симпатяги-белочки, безжалостно преследующие сову и готовые разорить ее гнездо; обезьяна, занимающаяся антропометрическими (читай: расистскими) измерениями; другая обезьяна, достигающая эрекции при помощи петли на шее (с подписью "Chaumière de Dolmancé" *); тасманийские волки, свирепо рвущие на куски не только ягнят (за что и сами когда-то были стерты с лица земли), но и друг друга; наконец, попугай, желающий гибели всему человечеству** - всё, всё это про людей, а совсем не про животных...



__________________________________________



* "Chaumière de Dolmancé" - "Загородный домик Дольмансе" (франц.). Дольмансе – имя гораздого на смелые эротические выдумки героя романа маркиза де Сада "Философия в будуаре".



** В одном из произведений Форда на фоне пылающих людских домов изображен сидящий на ветке персикового дерева каролинский попугай (Conuropsis carolinensis - вид птиц, полностью истребленный человеком); он смотрит на зрителя и произносит при этом: "...Хотел бы я, чтобы у всех у вас была одна-единственная шея, а мои руки были на ней" (чуть видоизмененная фраза, некогда адресованная императором Калигулой римскому народу).

@музыка: Babyshambles - F**k forever

@темы: совы тотально рулят