А у нас нынче Вороний день справляли, вот.
С 2012 года в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа «О празднике и памятной дате Югры», День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день» стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля.
И каждый год мне никак не удается попасть на этот праздник из-за дурацкого графика. Зато мама ходила на площадь, довольная исчастливая. Эх. Ну да ладно. Лучше я вам про этот праздник расскажу. Это, конечно, все копипаста и когда-нибудь я сумею вырваться и сам посмотреть, но пока так, увы.
Хантыйский древний праздник «Ворна хатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна.
Ворона - первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети - множество забав
Приносит им весенний первый праздник!
А. Тарасова
Серая ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Это время у народов ханты и манси связано с переходом на новый годовой цикл. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом и символизирует смену времени года. В это время принято ходить в гости, развешивать сушки на деревьях, совершать поклонения березе, подвязывая на ветви цветные ленточки и монеты. Издавна в этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц.
Вороний день, как, впрочем, и другие календарные праздники, обские угры проводили не потому, что так было положено. Календарный обряд – это участие Человека в Творении, это вдохновление богов на действие. Обязательность проведения обряда – это уверенность, что без него настанет не то время-состояние.
Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое.
О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.
Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.
Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.
Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна.